Я дочь профессиональных путешественников, гидрогеолога и гляциолога. В молодости мой папа нетерпеливо зимовал в городе, и как только начинал таять снег, хватал палатку и сбегал на волю – в многочисленные экспедиции от Памира до Камчатки. Мама, изучая ледники, налетала столько же часов в условиях высокогорья, как у пилота гражданской авиации. Самый ценный подарок, который я получила от этих романтиков – живой интерес к природе, которую принято считать… совокупностью «всего нечеловеческого».
Для ребенка попасть в экспедицию со взрослыми и оказаться в совершенно диких условиях с минимальным человеческим комфортом – гораздо больше, чем приключение. Это сродни доступу к священному знанию, посвящение в Братство Всего Живого, и, к тому же – самые важные уроки гармонии во всем ее многообразии. После такого опыта игры во дворе сразу же утратили всякую привлекательность, ведь к тому времени я уже приняла воображаемую присягу служить всем бабочкам и ледникам.
С годами мой интерес к природным процессам только возрастает, но чем больше в моей жизни городского комфорта, тем тоска по природе сильнее. Почему же это происходит?
Полагаю, все дело в природе городов. Город – искусственная среда обитания, созданная человеком для человека. Исключительно для человека.
Человек начал бороться с природой еще в до-аграрные времена, отвоевывая и расширяя собственную зону комфорта, чтобы наше общее будущее стало более предсказуемым.
Любопытно, как за тысячи лет эволюционировала концепция безопасности – от крепостной стены до индивидуальных заборов. Вспомнить, как выглядит современный город, не сложно. Он спроектирован таким образом, что исключает в себе жизнь и даже случайное присутствие неодомашненных животных и неокультуренных растений. Даже великие памятники архитектуры выглядят как неприступные крепости для всего живого, кроме человека.
Формально, пути в города давно открыты, но заборы в наших головах становятся все выше. Люди отгораживаются от природы, стараясь порвать с ней окончательно…
Последними сдались кочевники, осели в городах. У них не осталось животных, чтобы следовать за ними, подчиняясь циклам природы.
Чем примечательна современная оседлость? Мы все смотрим на природу с большого расстояния – в лучшем случае, из окна, если повезет с удачным видом. Например, для многих алматинцев горы, хоть и являются главной визитной карточкой города, – это всего лишь обои, открытка на память. Большинство горожан никогда не бывало в горах или на Медео, и даже не планирует – природа их мало интересует (об этом говорит исследование идентичности современного алматинца). Это значит, что не все понимают базовые физические процессы и экологические взаимосвязи, характерные для региона, в котором живут.
Так что же нам видно из искусственно созданной среды? Немногое. Смог и высотки заслоняют нам горизонт. Мы видим угрозы (землетрясение), неудобства (дождь) или пользу, мы сфокусированы на пользе. С пользой для нас течет горная река, с пользой для нас зреет зимний урожай редиса, с пользой для нас проводят время животные в клетках зоопарка.
Город, как современная парадигма комфорта, дарит человеку прекрасную иллюзию самодостаточности и в рутине нередко искажает природу вещей. Так, диапазон наших забот сужается до потребительских амбиций, мы начинаем верить в неважное и выбираем эгоистичную близорукость, как будто единственная забота Вселенной – дарить нам удовольствие, и больше ничего.
Наше ближайшее будущее уже наступило в Японии: люди месяцами не выходят из дома (возможно, даже не смотрят в окно), работают и развлекаются онлайн, заказывают доставку еды и поддерживают только виртуальные контакты; компьютерные игры стали главным способом познания, а образы субкультур, воплощенные пластической хирургией – новой нормой красоты. Жизнь, какой мы ее знали, становится симуляцией, постоянно улучшаемой синтетической реальностью, где новые формы удовольствия кажутся ярче и правдивее жизни. Гедонизм – вот что убережет нас от неудобной действительности, именно поэтому он хорошо продается…
Я маленький солдат, много лет назад давший присягу деревьям и перистым облакам.